ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

 

 

Каждый человек воспринимает и изучает окружающий мир с помощью пяти чувств или сенсорных систем: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса.

Глаза считаются из всех органов чувств самым драгоценным даром природы. 90% информации человек воспринимает из внешнего мира благодаря зрению. Для любой деятельности; учеба, отдых, повседневная жизнь, необходимо хорошее зрение. Каждый человек должен понимать, что зрение важно оберегать и сохранять. Дети очень восприимчивы к разным воздействиям, поэтому развитию зрения в детском возрасте необходимо уделять особое внимание.

Одним из замечательных аспектов улучшения зрения является - зрительная гимнастика. Нормальная работа глаз требует его подвижности. Глазодвигательные мышцы, как и любые другие, при отсутствии тренировки теряют свою работоспособность. Возьмем, к примеру, мышцы рук или ног. При отсутствии тренировки эти мышцы становятся слабыми, вялыми, дряблыми. И напротив, жевательные мышцы, например, тренируясь ежедневно и многократно, всю жизнь находятся в прекрасной рабочей форме. В такой же рабочей форме следует держать и мышцы глаз.

Целью проведения зрительной гимнастики – является формирование у детей дошкольного возраста представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья. Для того чтобы, гимнастика для глаз была интересной и эффективной, необходимо учитывать особенности развития детей дошкольного возраста, она проводится в игровой форме, в которой дети могут проявить свою активность.

 

ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА ИСПОЛЬЗУЕТСЯ:

- Для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости глаз, снимая тем самым зрительное напряжение

 

- Для укрепления мышц глаз

 

- Для улучшения аккомодации то есть способности глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях.

 

Гимнастика для глаз обеспечивает улучшение кровоснабжения, повышает силу, эластичность, тонус глазных мышц, укрепляет их.

Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно. В нее можно включать использование мелких предметов, различных тренажеров. Гимнастику можно проводить по словесным указаниям, с использованием стихов, потешек.

 

Гимнастика бывает:

  • Игровая коррекционная физкультминутка;
  • С предметами;
  • По зрительным тренажёрам;
  • Комплексы по словесным инструкциям.

Для зрительной гимнастики рекомендуются такие упражнения:

(двигаются только глаза, голова неподвижна)

-вправо-влево, вверх-вниз, далеко-близко (удалять и приближать предмет), по кругу: слева-направо, по диагонали; снизу-вверх и наоборот.

Показ предмета для зрительной гимнастики осуществляется в медленном темпе, чтобы ребенок до конца проследил движение предмета, который должен быть крупным, ярким.

Предмет показывается чуть выше глаз впереди сидящих детей, он не должен сливаться по цвету с одеждой педагога и окружающей обстановкой.

При подборе гимнастики для глаз учитывается возраст, и быстрота реакции ребенка. Дети при проведении зрительной гимнастики не должны уставать. Необходимо следить за напряжением глаз, и после гимнастики практиковать расслабляющие упражнения. Например, «А сейчас расслабьте глаза, поморгайте часто-часто, легко-легко, примерно так, как машет крылышками бабочка».

После гимнастики для глаз, для снятия напряжения гримасы, можно использовать артикуляционную гимнастику.

В нашем дошкольном образовательном учреждении решаются задачи, связанные с укреплением, сохранением здоровья и физического развития детей. Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику его развития.

С детьми можно провести:

«ПАЛЬМИНГ»

Он не только расслабляет мышцы глаз, но и является базой для мысленного представления.

Пальминг проводится сидя, положив локти на стол и максимально расслабив руки. Следует энергично потереть ладошки друг о друга, сделать их «горячими». Поставить локти на стол и мягко закрыть глаза. Прикрыть глаза ладонями рук крест – накрест так, чтобы пальцы одной руки легли на пальцы другой, а ладони, сложенные чашечкой, закрыли глаза. Недопустимо давить на глазные яблоки. Не ограничивать дыхание, не закрывать нос. Хорошо проводить пальминг в течении 2-3 минут после зрительного напряжения при работе вблизи (рисование, прописи, рассматривание рисунков с мелкими деталями и др.)

 

« ЗАМЕЧАЕМ ПАЛЬЧИКИ»

Локти ставим на стол, ладони рук по обеим сторонам от лица.

Шевелим пальцами на обеих руках, глядя перед собой. Смотрим перед собой, но краем глаза (периферическим зрением) видим движения пальцев. По расфокусированному взгляду ребенка видно, получается ли упражнение. Проводить после зрительной работы вблизи.

 

«НА ПРОГУЛКЕ»

Тренировка внутренних мышц глаза – перевод взгляда с одного объекта, находящегося на расстоянии 1 метра, на дальний объект – крышу дома, облака, макушку дерева и др.

«Одень» взглядом ёлку на участке в бусы сверху-вниз и по диагонали. «На что похожи облака?» - взгляд вверх и вдаль. Однако, не допускать попадания прямых солнечных лучей в глаза.

© ООО«Компания». 2014 г. Все права защищены.
    8 (384 56) 7 20 84 
 г. Ленинск - Кузнецкий проспект Кирова 77а
Новости