«Дидактические игры, стимулирующие зрительные, слуховые и тактильные рецепторы и развивающие пространственные представления у детей,

Данная разработка предназначена для воспитателей коррекционных групп и родителей детей имеющими нарушения в развитии и призвана помочь в период реабилитации после оперативного вмешательства и поэтапного развития .

Возраст детей от 3 до 7 лет. Категория: дети с ОВЗ.

Работа с детьми проводится индивидуально, или с небольшой подгруппой детей, в различные режимные моменты, согласно режиму учреждения.

  • из условий начала коррекционной работы, является предварительное обследование воспитанников , для выявления нарушенных функций у ребёнка. В своей работе педагог должен тесно сотрудничать с учителем дефектологом, логопедом, родителями.

Обследование детей проводится в игровой форме, что позволяет избежать их быстрого утомления и отрицательных эмоций.

По окончании этого этапа воспитатель непосредственно приступает к коррекционной работе по развитию нарушенных функции .Одним из методов этой деятельности является дидактическая игра. В данной разработке игры разбиты на три блока, согласно следующим полям : слуховое, тактильное, зрительное.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОВЫХ РЕЦЕПТОРОВ.

1. «Что звучит?».

Для детей от 3 до 5 лет используют четыре инструмента.

Для детей от 5 до 7лет используют шесть инструментов.

А) На столике лежат музыкальные инструменты. Детей знакомят с их названием , звучанием. Затем воспитатель закрывает ширмой инструменты и предлагает послушать звучание одного из инструментов и назвать его. Ребёнку, угадавшему инструмент, предлагают поиграть на нём. Если дети затрудняются ответить, следует ещё раз показать инструмент и сыграть на нем, подкрепляя слуховое восприятие зрительным.

Б) Следующий вариант игры с усложнением: детей спрашивают, какие инструменты им знакомы, затем за ширмой, без предоставления зрительно –го образца, звучит один из них, при правильном ответе, детям показывают инструмент. Если большая часть детей затрудняется с ответом – воспитатель проводит игру в варианте А).

  1. «Радисты».

А) Воспитатель отстукивает ритм рукой , ребёнок слушает, наблюдает за рукой взрослого. Затем ему предлагают повторить «письмо радиста» сначала правой рукой, затем левой и двумя одновременно.

Б) Ритм отстукивают за ширмой без зрительного подкрепления и ребёнку предлагают послушать «письмо радиста» и передать его дальше без ошибок. (левой, правой рукой и двумя одновременно).

В) Усложненный вариант : «письмо» нужно не только, простучать но и выложить количество звуков перед собой фишками;

- простучать ритм в медленном темпе, быстром ;

- простучать на один раз больше, чем я ;

Количество звуков для детей от 4-5 лет не более пяти;

Для детей от 5- 7 лет не более семи звуков .

Ритмический рисунок для детей должен выбираться согласно их возможностям и с увеличением количества звуков усложняться не должен.

Игра для слабослышащих детей проводится индивидуально или с небольшой подгруппой таких детей.

3. «Эхо».

Игра проводится с детьми, оперирующими понятиями : вверху, внизу, слева, справа, впереди, позади.

  • предлагают закрыть глаза и представить, что они находятся в горах, где звучит эхо - (хлопок, удар в бубен или другой знакомый звук ), послушайте и расскажите, где звучало «эхо».

4. «Оркестр».

На музыкальных занятиях, в сюжетно-ролевых играх, караоке – детям предлагают стать музыкантами оркестра. При помощи музыкальных инструментов детям предлагают сыграть ритмический рисунок произведения ,которое звучит. С детьми у которых нарушено чувство ритма, координация движений , воспитатель работает индивидуально.

 

  • ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ТАКТИЛЬНОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ.

1. «Пальчики».

  • игра проводится с детьми после ознакомления с названием каждого пальчика.

А) Предлагается ребенку с закрытыми глазами угадать, до какого пальчика дотронулся воспитатель. Сначала педагог дотрагивается до пальцев поочередно, а затем в произвольном порядке.

Б) Пальцам ребёнка придается определённое положение (колечко, пе -рекрест, поднятый палец, согнутый палец). Положение придается пальцам ребенка при его закрытых глазах, затем руку ребенка « разглаживают» и про-сят его вспомнить как были сложены пальцы и повторить это положение .

В) «Рисуем» пальцами своей руки геометрические фигуры на руке ребёнка (глаза ребёнка закрыты).Затем просим открыть глаза и рассказать, что ему рисовал педагог.

Усложненный вариант – ребёнок не называет фигуру, нарисованную на его руке, а рисует её на руке педагога. При правильном ответе – ребёнку предлагается быть ведущим в игре с другими детьми.

  1. «Тень».

Игра проводится для перевода тактильного ощущения в зрительное поле.

А). Игра проводится с геометрическими фигурами различной текстуры Ребёнок с закрытыми глазами обследует фигуру поочередно каждой рукой, затем ему предлагается рисунок с «тенью» геометрических фигур и он должен определить, какая тень соответствует его геометрической фигуре и для контроля предложить наложить эту фигуру на тень.

В упрощённом варианте предлагается 3 фигуры, в усложненном – 5.

Б). Для перевода тактильных ощущений в слухоречевое поле, ребенку, после обследования геометрической фигуры обеими руками поочередно предлагается назвать её и лишь потом провести зрительный контроль.

  1. «Найди игрушку».

Игра на развитие памяти в тактильной модальности.

Предложить ребенку с закрытыми глазами на ощупь обследовать 2-3 игрушки различной текстуры. Затем открыв глаза найти эти игрушки в группе предметов.

  1. «Робот».

Предложить ребёнку закрыть глаза, затем придать его телу определённое положение. Попросить при открытых глазах повторить это положение.

Усложненный вариант : придать ребёнку сначала одно положение тела, затем другое , предварительно дать задание запомнить эти положения и при открытых глазах повторить их в том же порядке.

5. «Зоопарк».

Детям раздают карточки с изображением животных и птиц . Ребёнок называет животное или птицу и имитирует их характерные движения.

Усложненный вариант : ребёнок, не называя птицу или животное на своей карточке, имитирует его движения, по которым остальные дети должны догадаться, кто изображен на его карточке. Ход игры переходит к игроку , который первым угадал животное или птицу.

6. «Художники».

Игра в большей мере предназначена для детей с оперированными руками.

А) нарисуй правой рукой в воздухе квадрат, левой рукой, обеими руками, сцепленными в замок.

Б) усложненный вариант – нарисуй маленький квадрат, большой, слева, справа, вверху, внизу, двумя руками одновременно в одном направлении и в противоположные стороны.

Первично воспитатель выполняет движения с ребёнком стоя рядом, а затем напротив (зеркально).

  1. «Подними якорь».

Во время игры, которая носит соревновательный характер ( кто быстрей намотает канат на палку и поднимет якорь), детям ставят определённую задачу: работать правой рукой, левой рукой или синхронно обеими.

При проведении игр с детьми, получившими хирургическое лечение на верхние конечности, следует проконсультироваться с лечащим врачом для определения допустимого спектра движений каждым ребенком.

 

  • ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНЫХ РЕЦЕПТОРОВ.

1. «Следопыты».

Игра на развитие зрительной памяти.

На фланелеграфе размещают геометрические фигуры в определенном порядке (количество и вид геометрических фигур выбирается соответствен-но знаниям детей).

А) Опиши план расположения фигур ;

Б) Какой фигуры не стало ? ;

В) Что изменилось ? ;

Г) Усложненный вариант ( перевод слуховой модальности в зрительно – тактильную ) : ребёнок выкладывает комбинацию фигур по памяти, предварительно прослушав задание полностью.

Игра проводится с детьми, оперирующими пространственными понятиями ( верхний правый, левый угол, нижний правый, левый угол, сере-дина ).

2. «Найди по описанию».

Игра на перевод речевой модальности в зрительную.

А) Найди на фланелеграфе геометрическую фигуру, которую я описала и назови её ;

Б) Найди в игровой комнате предмет, похожий на эту геометрическую фигуру ;

В) Нарисуй её на листе бумаге правой рукой, левой ;

Г) Охарактеризуй фигуру, не называя её, пусть дети угадают, какую геометрическую фигуру ты описал ;

Д) Нарисуй фигуру, которую я охарактеризовала, в воздухе движением головы, глаз ;

3. «Найди туфельку Золушки».

Игра на развитие зрительной памяти. Детям предлагается рисунок с не-сколькими предметами из игровой комнаты. Это план карты по которой мы найдём туфельку Золушки, утерянную ею. Запомните карту. Карта «потерялась» и вы должны по памяти пройти от одного предмета к другому в том же порядке, что они были изображены на ней. Если вы двигались верно, то под последним предметом отыщите пропажу Золушки.

На плане должно быть изображено не более 6 предметов одновремен-но. Предварительно детей следует научить «читать» карту.

4.»Часовщик»

Игра предназначается для детей, знакомых с понятием времени на часах. На циферблате выставляют время и просят назвать : который час показывают часы.

А) Следующий этап игры : детям демонстрируют «слепые часы» ( дети, часы сломались, все цифры на них утеряны, надо их отремонтировать ); как вы думаете, который час показывали часы перед тем как сломались – определите по стрелкам.

Б) Ремонт часов : воспитатель выставляет стрелки на определенное время и предлагает детям не только определить, который час они показывают, но и положить нужные цифры на место, так поэтапно, дети ремонтируют весь циферблат ;

  1. «Найди лишний предмет (одинаковые предметы)».

Игра на перевод зрительной модальности в слухоречевую.

Детям предлагается карточка с изображением ряда предметов, где один из них по своим параметрам является «лишний», или 2 предмета из всего ряда одинаковые по всем параметрам. Затем ребёнку дают задание : найди лишний предмет и закрой его фишкой. Или, найди 2 одинаковых предмета и закрой фишками все остальные, не похожие на эти. Ребёнок должен не только найти лишний или одинаковый предмет, но и мотивировать свой результат.

6. «Фантазёры»

Игра на перевод зрительного поля в тактильное.

Детям предлагают карточки с рисунками 1-2- геометрических фигур, просят рассмотреть их, пофантазировать и с помощью своих геометрических фигур завершить рисунок, который не завершил автор.

Для примера, младшим детям показывают образец : маленький треугольник и к нему педагог при помощи 2 треугольников большего размера дорисовывает картинку – получается ёлочка.

Детям старшего возраста задание даётся в устной форме, а детям с нарушением верхних конечностей, не владеющими карандашом и кистью предлагают «дорисовать» рисунок готовыми геометрическими формами из цветной бумаги, или картона.

7. «Волшебный квадрат».

Игра на развитие зрительного восприятия и развитие пространственных представлений.

Квадрат разрезают на 10 частей и из них составляют контуры животных, птиц, предметов обихода;

А) Сначала дети выкладывают фигурки по образцу (способом наложения);

Б) Выкладывают фигурки самостоятельно ( этот вариант предлагается детям у которых развито образное мышление).

При проведении дидактических игр вместе с обучающей задачей педагог воспитывает положительные эмоции, желание обучаться и сотрудничать с другими детьми и взрослыми. Поэтому к проведению любой игры воспитатель должен не только сам подготовиться, но и провести с детьми предварительную работу. Задания в игре должны быть сформулированы лаконично, для младших детей обязателен образец.

- При проведении игр, связанных с названием профессий, следует предварительно в доступной форме познакомить детей с её названием, с ха-рактерными особенностями и продуктом их труда, включать элементы профессиональной деятельности в сюжетно-ролевые игры. («Радист»; «Часо-вщик»; «Художник» и т.п.).

- Игры, имитирующие движения животных, птиц, техники тоже предполагают предварительного ознакомления с этими объектами и их характерными движениями, повадками в повседневной жизни («Зоопарк»; «Робот»; ).

- Игры, включающие математические понятия, по доступности должны соответствовать возрасту, знаниям ребёнка и особенностям его развития.

- Игры с использованием определенного количества предметов следует проводить после обследования с установлением количественного порога индивидуально у каждого ребёнка, что позволит исключить отрицательные эмоции и негативное отношение к игре.

- Очень внимательно следует отнестись к играм со звуковыми сигналами. Перед проведением таких игр следует предварительновыявить детей, которые боятся шума или резкие звуки вызывают у них спастические движения мышц. С такими детьми педагог должен работать индивидуально, соблюдая определенный уровень звука и , как правило, использовать варианты игры со зрительным подкреплением. Такие дети обычно не посещают музыкальные занятия и коллективные мероприятия, им можно предложить в игровой комнате прослушивание музыкальных произведений на релаксацию

- В играх на развитие двигательных навыков следует помнить, что педагог должен первое время стоять рядом с ребёнком и лишь при достижении определенных результатов перейти к зеркальному образцу (педагог напротив ребёнка).

- При подведении итогов в играх следует строго соблюдать правило: отмечать достижения ребёнка относительно его прежних результатов и ни в коем случае не сравнивать его с другими детьми . Следует быть предельно внимательным к состоянию ребёнка во время игры – при первых признаках утомления, отрицательных эмоциях следует прекратить игру, переключить ребёнка на другой вид деятельности или отдых, поменяв при этом положение тела, а при признаках недомогания у воспитанника закончить игру.

- Для активного участия родителей в играх детей следует провести ряд консультаций для них с примерной тематикой :

- учимся, играя ;

- значение дидактической игры для всестороннего развития ;

- роль дидактической игры в подготовке детей к школе ;

- руководство дидактическими играми ;

 

 

 

 

Воспитатель высшей

квалификационной категории

Макарова Н.А.

 

 

 

 

© ООО«Компания». 2014 г. Все права защищены.
    8 (384 56) 7 20 84 
 г. Ленинск - Кузнецкий проспект Кирова 77а
Новости