Зрительная гимнастика для детей с амблиопией и косоглазием для детей дошкольного возраста

Зрение - основной источник знаний о внешнем мире, поэтому глаза ребёнка заслуживают исключительного внимания и бережного отношения. Именно сегодня актуально говорить о тех перегрузках на орган зрения, которые испытывает ребёнок в результате обрушившейся на него информации, более 90 % которой поступает через зрительный канал связи

В настоящее время наблюдается увеличение количества людей, страдающих нарушениями зрения. И, к большому сожалению, всё чаще аномалии зрения встречаются у детей.

Нарушения зрения в дошкольном возрасте разнообразны по клиническим формам, этиологии, патогенезу, степени выраженности дефекта и структуре нарушенных функций. Нарушение зрения в дошкольном возрасте, когда ещё не все функции зрительной системы сформировались, отрицательно сказывается, прежде всего на остроте центрального зрения.

Также известно, что дети с нарушением зрения имеют определённую специфику развития. Характерная особенность таких детей – вторичные отклонения в психическом и физическом развитии. Из-за недостаточности зрительного контроля и анализа за движением наблюдается снижение двигательной активности, затруднены дифференцированные движения рук и пальцев, сдерживается формирование зрительно-двигательных взаимосвязей. Дети с нарушением зрения быстро утомляются, и как следствие этого, снижается познавательная активность, хуже усваивается материал на занятиях, интерес к занятиям падает, ухудшается самочувствие.

Для детей с амблиопией и косоглазием проводится зрительная гимнастика, которая является важной составляющей лечебно-восстановительной и коррекционно-воспитательной работы. Поэтому, в ДОУ для детей кроме проведения фронтальной гимнастики для глаз, обязательно выполняется индивидуальные упражнения, которые назначается врачом офтальмологом в зависимости от этапа лечебно восстановительного процесса, и зрительного диагноза.

Немаловажным методом коррекционной работы является систематическое использование гимнастики для глаз. Специальные упражнения для глаз способствуют профилактике нарушения зрения, развитию подвижности глаз, восстановлению бинокулярного зрения, снятию утомления с глаз, расслаблению зрительной системы, положительно влияют на циркуляцию крови и внутриглазной жидкости в органе зрения, на тренировку аккомодационных мышц, укрепление глазодвигательных мышц, активизацию и восстановление зрения при косоглазии и амблиопии.

Зрительную гимнастику мы рассматриваем не только как лечебно-восстановительный метод воздействия, но и как коррекционно-развивающий. Многофункциональность этого метода заключается в том, что специальные упражнения для глаз сопровождаются словесными текстами. Содержание их разнообразно и соответствует теме того занятия, на котором используется тот или иной комплекс гимнастики.

Одной из важных функций гимнастики для глаз является стимулирующая функция. В процессе выполнения комплексов упражнений снимается утомление с глаз, расслабляется зрительная система, а также создаётся положительный эмоциональный фон, что способствует повышению работоспособности детей и усилению их познавательной активности.

Следует отметить, что статическая нагрузка является самой тяжелой для дошкольников и младших школьников. Во время статического напряжения происходит снижение обмена веществ, замедление обмена крови и - кровоснабжения мозга, повышается артериальное давление, учащается пульс, нарушается дыхание, наблюдаются застойные явления в мышцах. Эти изменения приводят к снижению умственной работоспособности, утомлению.

Быстрая утомляемость, которая происходит вследствие истощения нервных клеток, особенно свойственно детям старшего дошкольного и младшего школьного возрасти. Переутомление нервной системы отрицательно сказывается на развитии ребенка,- его здоровье и поведении. Следовательно важно предупредить возникающее утомление, своевременно обнаружить первые его признаки и как можно быстрее снять их.

Детей уже с 2-х лет надо обучать различным упражнениям для глаз, превратив их в игры, а затем - в привычку в них играть. Необходимо регулярно выполнять комплекс специальных упражнений для глаз.

Виды упражнений зрительной гимнастики:

1. Упражнения на снятие утомления с глаз

2. Упражнения на расслабление зрительной системы

3. Упражнения улучшение циркуляции крови в органе зрения

4. Упражнения на тренировку аккомодационных мышц

5. Упражнения на укрепление глазодвигательных мышц

6. Пальминг и др.

Упражнения для укрепления аккомодационных мышц

«Метка на стекле». Находясь в 30--35 см от оконного стекла, прикрепить к нему на уровне глаз ребенка круглую цветную метку диаметром 3-5 мм, затем вдали от линии взгляда, проходящего через метку, наметить в окне какой-нибудь объект. Смотреть, не снимая очков, обоими глазами на эту метку 2--3 с, затем перевести взгляд на намеченный объект на 1--2 с, после чего поочередно переводить взгляд то на метку, то на объект.

Повторяйте систематически с перерывами в 10--15 дней. Упражнение можно выполнять 2--3 раза в день.

Упражнения для укрепления глазодвигательных мышц

Упражнение 1

Медленно переводить взгляд с пола на потолок и обратно, не меняя положения головы (8--10 раз).

Медленно переводить взгляд вправо, влево и обратно (8--10 раз).

Медленно переводить взгляд вправо вверх, затем влево вниз и обратно (8--10 раз).

Делать круговые движения глазами в одном, затем в другом направлении (4--6 раз).

Упражнение 2

Упражнения для глазодвигательных мышц (повороты, круговые движения) снимают умственное утомление. Выполнять их следует примерно в течение 10 мин.

Плотно закрыть и широко открыть глаза. Повторить 5-6 раз с интервалом 30 с.

Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы.

Вращать глазами по кругу: вниз, вправо, влево и в обратную сторону.

Последние два задания рекомендуется делать не только с открытыми, но и с закрытыми глазами. Выполнять их надо сидя, повторяя каждое 3-4 раза.

Упражнения для детей с расходящимся косоглазием

Цель: развитие внутренних глазодвигательных мышц.

Оборудование: маска из плотного картона, на которой вырез для переносицы заменен вертикальной щелью шириной 30-35 мм. Щель располагается симметрично относительно носа и обеспечивает два зазора — левее и правее переносицы.

Ход упражнения: ребенок садится левым боком к педагогу и смотрит на действия педагога (другого ребенка правым глазом, используя пространство как можно ближе к переносице).

Примечание:

1. Левый глаз при выполнении упражнения закрыт повязкой (кружком из лейкопластыря).

2. Процесс «смотрения» происходит попеременно каждым глазом (смотрит левый глаз, а ребенок садится к педагогу правым боком).

3. Продолжительность работы в зависимости от состояния зрительной системы и заболевания от 5 до 15 мин. В случае нормальной остроты зрения постепенно продолжительность работы можно увеличить в 2-3 раза.

Упражнения для детей со сходящимся косоглазием

Цель: развитие наружных глазодвигательных мышц.

Оборудование: маска из плотного картона, на которой делаются отверстия диаметром 10 мм. Отверстия смещены на 15-20 мм к виску (по отношению к зрачку).

Ход упражнения: ребенок должен выполнять зрительную работу: чтение книги одним глазом, сильно скашивая его к виску. Ребенка необходимо посадить так, чтобы при «смотрении» правым глазом правое плечо было направлено к книге.

Примечание:

1. Продолжительность работы в зависимости от состояния зрительной системы и заболевания от 5 до 15 мин. В случае нормальной остроты зрения постепенно продолжительность работы можно увеличивать в 2-3 раза.

2. Глаза тренируются попеременно. При косоглазии дольше должен работать глаз, который чаще косит.

3. В период окклюзии при выполнении упражнения окклюдор снимается.

4. Книгу вместе с подставкой необходимо разместить выше поверхности стола на 10-15 см.

Упражнения для близоруких детей, детей группы риска по близорукости

Голова зафиксирована так, чтобы двигаться могли только глаза. В вытянутой руке — карандаш. По широкой амплитуде он многократно двигается вправо, влево, вниз. Надо неотрывно следить за ним глазами.

Встать у стены большой комнаты и, не поворачивая головы, быстро переводить взгляд из правого верхнего угла комнаты в левый нижний, из левого верхнего — в правый нижний. Повторить не менее 50 раз.

Ноги — на ширине плеч, руки — на поясе. Резкие повороты головы вправо и влево, взгляд направляется по ходу движения. Выполнить 40 поворотов.

В течение 3 с смотреть на яркий свет, потом закрыть глаза рукой и дать им отдохнуть. Повторить 15 раз.

Широко открыть глаза, сильно прищуриться, закрыть глаза. Повторить 40 раз.

Взглянуть в окно на очень отдаленный предмет и пристально рассматривать его в течение 10 с, перевести взгляд на близкий объект. Повторить 15 раз

Уражениня для повышения остроты зрения амблиопичного глаза

Упражнение1

Выполнение заданий, направленных на называние (забрасывание в корзину) цветных предметов (шариков) по указанию (называнию) педагога.

Примечание: по мере продвижения лечения размер предметов и их цветовая насыщенность и яркость уменьшается.

Упражнение2

Выполнение заданий на сортировку по форме и цвету. В ходе занятий постепенно уменьшается их размер, цветовая насыщенность и яркость.

Упражнение 3

Исходное положение (и. п.) — сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 с, а затем открыть на 3-5 с. Повторить 6-8 раз.

Укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц.

И. п. — сидя. Быстро моргать в течение 1-2 мин.

Способствует улучшению кровообращения век.

И. п. — стоя. Смотреть прямо перед собой 2-3 с, перевести взгляд на палец вытянутой правой руки, расположенной по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, и смотреть на него 3-5 с, затем опустить руку. Повторить 10--12 раз.

Снижает утомление, облегчает зрительную работу на близком расстоянии.

И. п. — стоя. Вытянуть руку вперед, смотреть на кончик пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз, до тех пор, пока палец не начнет двоиться. Повторить 6-8 раз.

Облегчает зрительную работу на близком расстоянии.

И. п. — сидя. Закрыть веки, массировать их круговыми движениями пальца. Повторять 1 мин.

Упражнения для развития бинокулярного зрения

Выполнение заданий по указанию формы предмета, его расположения в пространстве по отношению к идентичным предметам.

Примечание: дистанция между предметами постепенно уменьшается по глубине расположения, уменьшается цветовая насыщенность и яркость предметов.

Особенности работы с дошкольниками разного возраста

При организации гимнастики важно учитывать возраст дошкольников. К примеру, двухлетние малыши вряд ли поймут словесную команду «вращаем глазками»: педагог должен использовать предмет, за которым дети будут следить взглядом. Причём, это должен быть не обычный карандаш, а «волшебная палочка» или указка с закреплённой на ней картинкой или игрушкой. Интересная идея — надеть пальчиковую куклу.

Ещё один действенный способ заинтересовать младшего дошкольника — фразы типа «А ты так умеешь? А я вот умею!» после таких слов любознательные крохи готовы всё повторять за воспитателем.

Заставлять маленького ребёнка что-либо делать, если ему это не интересно, недопустимо и, кроме того, не принесёт никакой пользы.

Что же касается старшего дошкольного возраста, то здесь мотивировать ребят можно познавательной беседой: рассказать им о строении человеческого глаза, о необходимости ухода за ним. Любознательным воспитанникам будет интересно также узнать отличия в устройстве глаза человека и различных животных (например, у крокодила глаза расположены по бокам головы и имеют три века). Воспитателю стоит обсудить с детьми, насколько вредно долго смотреть мультфильмы, просиживать за компьютерными играми. После такого разговора дошкольники сами захотят делать полезные упражнения.

Если при проведении зрительной гимнастики с младшими дошкольниками воспитатель обязательно сам должен показывать каждое упражнение, делать его вместе с детьми, то в старшем звене педагогу достаточно один раз продемонстрировать выполнение действий. В дальнейшем уже будет достаточно словесной инструкции либо чтения стихотворного текста (если он сопровождает зарядку).

Чтобы вызвать максимальный интерес дошкольников к зарядке для глаз, её следует проводить в игровой форме, использовать образность.

Например, можно не просто предложить детям крепко зажмуриться, а превратиться в филинов или кошечек, которые только что проснулись. Кроме того, ребятам всегда нравится выполнять упражнения под весёлые стихотворения.

Проводить зрительную гимнастику можно в любое время: на прогулке, в свободное время, органично включать её в любые занятия (познание, развитие речи, продуктивная деятельность).

Если занятие связано со зрительным напряжением (продуктивная деятельность), то гимнастика для глаз проводится в середине занятия. Если же непосредственно образовательная деятельность не предполагает нагрузки на зрение (развитие речи, чтение художественной литературы), то отдельное упражнение для глаз можно сделать во второй половине занятия: ребята получат своего рода разрядку, смогут немного отвлечься.

Массу идей для проведения зрительной гимнастики можно найти во время прогулки. Например, воспитатель предлагает дошкольникам посмотреть вниз на траву, потом вверх — на небо, поискать там птичек, потом вновь на травку. В тёплое время года можно понаблюдать за бабочкой, которая машет крылышками, и предложить так помахать ресничками.

Зрительная гимнастика для дошкольников младшего возраста

При проведении гимнастики с младшими дошкольниками упражнения должны быть предельно простыми, но при этом занимательными.

Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день по 3-5 минут.

Для гимнастики можно использовать различные тренажеры.

Гимнастику можно проводить по словесным указаниям, с использованием стихов, потешек.

Можно использовать такие варианты:

На палочку прикрепить яркий предмет (игрушка, бабочка, самолетик, шарик и т. д.) и предложить ребёнку отправиться в путешествие; обращать внимание детей на соблюдение следующих правил:

Работают глаза, голова не подвижна.

Взрослый перемещает игрушку в заданном направлении, сопровождая движения словами: «Посмотрели вверх – вниз, влево – вправо, покружились» и т. д.

Показ предмета осуществляется в медленном темпе, чтобы ребенок до конца проследил глазами его движение.

Зрительный стимул (предмет) находится чуть выше уровня глаз впереди сидящих или стоящих детей.

Он не должен сливаться по цвету с одеждой взрослого и окружающей обстановкой.

При выполнения поощряем старания и результаты детей.

Упражнения можно сопровождать стихами.

  1. «Кискины глазки». Воспитатель просит малышей представить себя котятами. Дети широко открывают глаза, а затем зажмуривают. После этого смотрят вверх, вниз, в сторону.
  2. «Качели». Педагог предлагает ребятам поиграть глазками в качели: взлететь высоко, а затем опуститься (движения глазами вверх-вниз).
  3. «Карусель». Круговые движения глазками.
  4. «День и ночь». Ребёнок на расстоянии вытянутой руки держит перед собой палец. Вначале он смотрит на него двумя глазами, потом только правым при закрытом левом и наоборот.
  5. «Прятки». Ребятам нужно крепко зажмурить глазки на пару секунд, а затем на такое же время открыть их (мотивация «вы спрятались, и вас никто не видит»).
  6. «Прищепочка». Большими и указательными пальчиками обеих рук необходимо сдавливать кожу между бровями (как будто скреплять её прищепкой).
  7. «Бабочка». Воспитатель предлагает дошкольникам поморгать ресничками, как бабочка машет крыльями.

 

 

 

 

Макарова Н.А.

© ООО«Компания». 2014 г. Все права защищены.
    8 (384 56) 7 20 84 
 г. Ленинск - Кузнецкий проспект Кирова 77а
Новости