Прочитайте, это интересно!

Упрямство и капризы у детей не редкое явление. Иногда встречаются жалобы только на упрямство, иногда – только на капризы, а бывает на то и на другое. Чаще всего упрямство проявляется у детей в резкой форме в 2,5 – 3 года, в дальнейшем поведение нормализуется, и лишь иногда наблюдается «вторая волна» в среднем дошкольном возрасте – около 5 лет. Капризность же обычно развивается начиная с 4 лет и во многом определяет поведение ребенка в среднем и даже старшем дошкольном возрасте.

                И упрямство, и капризы - две стороны одного и того же нарушения – проявление трудностей социализации: у детей более сильных это выражается в упрямстве, у слабых – в капризах. Разберемся в причинах появления и особенностях этих стол неприятных нарушений поведения ребенка.

                Развиваясь в обществе, ребенок овладевает определенными способами поведения, взаимоотношений с людьми, усваивает установленные нормы. Данный процесс и носит название социализации. Процесс сложный, далеко не всегда протекающий гладко. В ходе социального развития малыша в первую очередь сказываются особенности семьи – первого коллектива в жизни ребенка. Личность родителей, взаимоотношения в семье, требования, предъявляемые к ребенку, их согласованность, умение учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка – вот основные факторы, определяющие характер социального развития маленького человека. Встречающиеся при этом трудности, нарушения поведения в  форме капризов или упрямства обязательно имеют в своем истоке не только особенности самого ребенка его характер, тип нервной системы, привычки и т.д., но и особенности поведения взрослых членов семьи (в первую очередь родителей), а также воспитателя в детском дошкольном учреждении.

                Как показали многочисленные исследования, на упрямство детей жалуются главным образом те родители, которые всегда требуют от своих детей немедленного и безоговорочного повиновения. При этом малейшее промедление в выполнении требования или неудача ребенка, а уж тем более его отказ подчиниться они склонны рассматривать как некую злонамеренность, протест и считают своим долгом это упрямство сломить, перебороть.

                Как правило, это ведет лишь к усилению конфликта и закреплению упрямства как формы поведения ребенка, причем постепенно оно «обогащается» все новыми разновидностями, которые малыш усваивает от упрямой матери. Кончается это плохо: сильный, энергичный ребенок иногда может «добиться победы» в этой изнурительной борьбе  тогда постепенно превращается в семейного тирана с ярко выраженными эгоистическими чертами характера. Нередко у таких детей наблюдается агрессивность, жестокое поведение по отношению к сверстникам, выраженное стремление главенствовать в группе детей (причем в выборе средств достижения своих целей такие дети особенно не церемонятся). К счастью, это бывает достаточно редко. Гораздо чаще строгим родителям удается «сломить» так раздражающее их упрямство, а заодно и развивающуюся личность ребенка, подавить его активность, инициативность, формирующуюся независимость и чувство собственного достоинства. В результате взрослеющий человечек растет покорным, печальным, боязливым, безынициативным, застенчивым.

                Отношения с родителями у таких детей на всю жизнь омрачены их вынужденным подчиненным положением, лишены непосредственной эмоциональной близости. Дети страдают от недостатка любви и нежности. Это определяет и дальнейшее социальное поведение ребенка – неуверенность в себе, неумение найти место в коллективе, трудности при попытках подружиться со сверстниками, страх перед воспитателем в детском саду,  а позднее перед школьным учителем. Дети указанного типа очень страдают, не столько даже в дошкольном возрасте, сколько в школьном, из-за того, что не могут найти друга. А если им это, наконец, удается, то они часто попадают в полную эмоциональную зависимость от него и подчиняются во всем, иногда даже  с удовольствием. Излишне говорить, что это является достаточно серьезным нарушением личностного развития.

                Очень тяжелый подростковый период  - нередко расплата за ущемление самостоятельности, активности, чувства собственного достоинства в детстве.

                Первые проявления упрямства не случайно обнаруживаются у совсем маленьких детей – в возрасте 2-3 лет. Именно в этот период у ребенка резко возрастает активность, самостоятельность, настойчивость в достижении своих, пусть даже самых незамысловатых желаний. В это время малыш уже может иметь собственное мнение, не всегда совпадающее с мнением родителей, и пытается его отстаивать. Одним из способов настоять на своем является и упрямство – первая попытка самоутверждения.

                Тактика родителей в это время должна сводиться к терпеливому и настойчивому, но мягкому по форме приобщению ребенка к правилам и нормам, принятым в человеческом обществе. От окружающих его взрослых малыш усваивает правильные способы действий с предметами: из чашки пьют, а стучать ею по столу или сбрасывать на пол нельзя; кошку можно гладить, но нельзя дергать за хвост и т.д.

                Одной из частых причин появления упрямства и капризов у малышей является отступление от привычного уклада жизни – нарушение режима, резкая смена обстановки, обилие новых впечатлений, плохое самочувствие во время болезни. Как только нормализуется обстановка, исчезает и упрямство.

        Другой распространенной причиной появления упрямства в раннем детстве является несвоевременное (без учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка) стремление родителей как можно раньше приучить малыша к пользованию горшком, самостоятельному одеванию и другим навыкам самообслуживания. При этом они часто склонны объяснять неудачи ребенка его упрямством («Он может, но просто не хочет»), не понимая при этом, что через несколько месяцев ребенок без труда овладел бы требуемыми навыками, осознав, чего от него хотят.

                Если родители в своих требованиях всегда строги, педантичны, да еще обладают властным характером, то детей они всегда или почти всегда считают упрямыми. При этом обычно равнодушны к внутреннему миру собственного ребенка, к его чувствам и переживаниям, эмоционально далеки от него. Просьбы детей их раздражают, а причины того или иного желание ребенка, мотивы его действий они часто и не стараются понять.

                Кстати, жалобы родителей на неаккуратность ребенка занимают второе место после жалоб на капризы за столом, упрямство в связи с кормлением. Причина здесь та же самая: родители не учитывают возможностей малыша, его возрастных особенностей. Требовать от ребенка 3-4 лет, чтобы он всегда был чистым, не трогал руками землю или камушки, не становился на колени в новых брюках, не гладил бездомного котенка, не мял и не рвал одежду, а когда плачет, вытирал глаза не кулаком, а чистым платочком, практически бесполезно. У ребенка нет врожденного стремления  к чистоте, аккуратности – эти качества могут быть сформированы лишь в процессе длительного воздействия, обучения и воспитания.

                Одной из распространенных ошибок воспитания, ведущих к появлению упрямства, бывает именно повышенная требовательность родителей в приучении ребенка к порядку без учета его реальных умений. Усугубляется, это тем, что, как уже отмечалось, родители упрямых детей почти всегда ориентированы на жесткую норму. Они строят свое поведение на основе собственных представлений о том, что ребенок обязан делать и уметь, без учет его возможностей и желаний. Родители всерьез полагают, что неопрятность, которая их так раздражает – следствие злого умысла со стороны маленького эгоиста.

                Таким образом, специфика личности родителей, их нежелание учитывать индивидуальные и возрастные особенности ребенка, излишняя требовательность и малая эмоциональная близость являются наиболее частой и основной причиной детского упрямства и возникновения конфликтов в семье. Но есть ряд причин, более редких, но тоже влияющих на появление упрямства. Это биологические особенности функционирования центральной нервной системы, родовые травмы, асфиксии новорожденных, тяжелые инфекции, перенесенные матерью или ребенком.

                В случае, когда органическая предрасположенность ребенка к тем или иным отклонениям в поведении сочетается со своеобразным типом воспитания в семье, о котором шла речь выше, и усугубляется неправильной реакцией родителей на попытки малыша проявить самостоятельность, может возникнуть тяжелая, болезненная форма упрямства. Это уже невротическая реакция, справиться с которой ребенок не может при всем желании. Без обязательного изменения семейного климата, ликвидации постоянной стрессовой ситуации победить такое упрямство и создать для маленького и взрослых нормальные условия жизни  не удастся.

                Невротические реакции такого рода могут выражаться в перевозбужденности ребенка, растущем беспокойстве, нетерпеливости, избыточной подвижности, неустойчивости внимания, неспособности контролировать свои действия.  Такие дети не выносят ожидания, всегда требуют немедленного выполнения своих желаний, кричат, топают ногами. Им трудно успокоиться, на все советы и замечания взрослого эти дети отвечают еще большим возбуждением. У более спокойных из них невротическая форма упрямства появляется противоположным образом: они очень заторможены, замедленны, реагируют на замечания с большим опозданием, их все время приходиться  подгонять.

        Невротическая форма упрямства почти всегда результат неумеренных усилий взрослых «переупрямить» упрямого ребенка. А это, в свою очередь, может повлечь за собой расстройства речи (заикание), сна, постоянное отсутствие аппетита, двигательные нарушения, появления различных страхов.

Стремление родителей «искоренить» упрямство даже если не приводит к невротическим реакциям, всегда является в какой-то мере источником этого самого упрямства и усугубляет его проявления.

Упрямство ребенка следует направить в «нужное русло». Например: упорно и настойчиво идти к какой-либо цели. Это возможно только при одном обязательном условии – уважении к малышу.

Уважение к ребенку, даже к самому маленькому, подразумевает умение и желание взрослого его понять, встать мысленно на его место, допустить возможность существования его собственного мнения.

Если, упрямство свойственно, как правило, сильным, энергичным и активным детям, упорно отстаивающим свое мнение в открытой борьбе с такими же энергичными родителями, то несколько иначе обстоит дело с капризами. Капризы вызываются в общем теми же причинами, что и упрямство, однако, как уже отмечалось, свойственны чаще детям более слабым, более зависимым от взрослых, более нуждающимся в теплом эмоциональном контакте с матерью. Обычно они менее уверенны в себе, не могут отстоять свою точку зрения. Это более изнеженные дети, которые не овладели необходимыми умениями, чтобы достичь своей цели иначе, чем капризами и нытьем.

Временами все дети капризничают, например в период болезни или при резком нарушении привычного жизненного уклада – поступление в ДОУ, в случае переутомления, но при нормализации обстановки исчезают и капризы.

«Капризность» как устойчивая форма поведения, «черта характера», присущая некоторым дошкольникам, отличается следующими признаками:

  • капризный ребенок, как правило, находится в особом состоянии «готовности» к капризу. Если упрямый малыш проявляет свое упрямство только в ответ на поведение или требование родителей, то капризный начинает кукситься, ныть и плакать по любому поводу;
  • если для «упрямца» самое главное – не уступить взрослому, а настоять на своем и если взрослый отстанет, махнет на него рукой, он будет только рад, то «капризуля», наоборот, скорее стремится добиться еще большего внимания к себе, к своей особе;
  • у упрямого ребенка всегда есть какое-то свое мнение, желание, цель, которой он добивается, которую он может противопоставит желанию родителей и с жаром отстаивать. Его излюбленное выражение: «Я хочу!» У капризного ребенка любимые слова: «Я не хочу!» Он предпочитает последовательно отказываться от всего, что ему предлагают родители.

Если упрямство ребенка – результат излишней требовательности родителей, то капризы, наоборот, следствие чрезмерной уступчивости его близких. Соответственно, различными будут и способы преодоления этих внешне похожих, но по сути очень разных нарушений поведения.

Уважение к собственному ребенку, признание его как личности, а также здравый подход к каждой конкретной ситуации, в которой проявляется упрямство – единственный верный путь к нормализации отношений между родителями и ребенком. И пусть не сразу, но правильная политика взрослых даст свои результаты. Упрямство относительно легче поддается коррекции именно потому, что изменений личности у упрямого ребенка в большинстве случаев нет, его неправильное поведение – во многом отражение неправильного поведения взрослых. Изменится позиция взрослого – изменится и поведение ребенка.

Иначе обстоит дело с капризами. Капризный ребенок обычно растет в атмосфере всеобщего потакания всем его желаниям. Он не встречает строгого, категорического отказа даже в тех случаях, когда это необходимо. В отличии у упрямых детей у капризного, избалованного ребенка формируется ряд крайне неприятных личностных качеств. Причина их появления – тоже поведение взрослых и излишняя опека. Но в этом случае изменение поведения взрослых не ведет к исчезновению капризов, а, как правило, наоборот, еще усиливает их. Если упрямство – результат «избытка» у ребенка некоторых качеств личности: излишнее самоуважение, самоуверенность, чувство собственного достоинства, мешающее ребенку подчиниться огромному количеству требований и ограничений, то капризные дети страдают от недостатка развития ряда важных личностных качеств.

Прежде всего взрослым необходимо изменить свое обычное поведение, вырваться из зависимости от капризного ребенка. Позиция родителей должна стать более твердой. Малыш, хоть и с запозданием, что нельзя –это нельзя, а надо – это надо и что отказ от чего-то совсем не значит, что ему ту же предложат что-то взамен.

Самое сложное - сделать все это так, чтобы ребенок воспринял принятые меры не как наказание, а, наоборот, как радость. В этом нет ничего невозможного. Основным источником радости для ребенка является совместная со взрослым деятельность, разнообразное общение, не по привычной схеме «хочу – не хочу». Обычно дети склонные к капризам очень дорожат вниманием взрослых и болезненно переносят его отсутствие

В целом же для искоренения и упрямства и капризов необходимо осознанное изменение поведения взрослых, так как корни этих качеств лежат не в ребенке, а в родителях. Искать же источник упрямства и капризов только в ребенке бесполезно!

 

© ООО«Компания». 2014 г. Все права защищены.
    8 (384 56) 7 20 84 
 г. Ленинск - Кузнецкий проспект Кирова 77а
Новости