«Профилактика нарушения зрения у детей в дошкольном образовательном учреждении.»
В современный век развитых информационных технологий и компьютерных устройств человеческий организм подвергается большим нагрузкам, а также негативному воздействию, что не может не сказаться на важнейшем органе чувств — зрении. В зоне повышенного риска находятся именно дети дошкольного возраста, для которых недопустимы чрезмерные нагрузки на глаза.
В России, по данным Министерства здравоохранения, более миллиона детей страдают различными заболеваниями глаз и нарушениями зрения. Согласно статистике, проблемы со зрением выявляются у одного ребенка из 20 детей дошкольного возраста.
С каждым годом число таких детей растет. Поэтому специалисты ДОУ придают большое значение профилактике и ранней диагностике нарушений зрения.
Причин нарушения зрения в детском возрасте много, но все их можно поделить на две группы:
1.Врожденные – развиваются во время внутриутробного созревания или передаются по наследству. (т. е на генетическом уровне)
2.Приобретенные – зрение падает по причине перенесенных заболеваний, травм, неправильного образа жизни.
Для того чтобы зрение не ухудшалось, и дети себя чувствовали комфортно, нужно проводить профилактические мероприятия, которые будут способствовать улучшению зрения.
3. Профилактика нарушения зрения у дошкольников
Первые годы жизни — ребенка-это пора интенсивного развития зрения. Именно в этот период формируется зрение, а значит, достигается наилучший эффект при коррекции вовремя выявленных проблем.
Каждый из родителей должен четко знать: все основные проблемы со зрением у детей формируются до 7 лет. После 7 лет зрительная система ребенка начинает испытывать повышенные нагрузки, связанные с учебой в школе. Именно в этот период начинают развиваться заболевания, не замеченные и не предотвращенные ранее: близорукость и другие болезни глаз.
Основными видами профилактики нарушения зрения являются следующее.
1.Профилактические медицинские осмотры.
Лучший способ избежать глазных болезней- это регулярное проведение медицинских осмотров (в возрасте 3 лет-1 раз в полугодие, от4 до 7 лет- 1 раз в год). Помните, что чем раньше выявлен тот или иной вид зрительных нарушений, тем больше шанс своевременно их и скорректировать.
Поводом для обращения к врачу может стать любой из нижеперечисленных симптомов:
-у ребенка один глаз блуждает и смотрит в другом направлении;
-чтобы рассмотреть какой-либо предмет, ребенок крутит головой;
-косоглазие или прикрытие одного глаза, избыточное моргание, прищуривание при рассмотрении предметов;
-нарушение зрительно-моторной координации;
-проблемы, связанные с перемещением в пространстве; ребенок ударяется о -предметы, роняет вещи на пол, долго ищет оброненную вещь;
-ребенок держит книгу слишком близко к глазам;
-ребенок часто теряется в пространстве и быстро устает;
-ребенок трет глаза в процессе чтения;
-ребенок жалуется на головные боли;
-тошнота и головокружение при зрительной нагрузке.
2.Профилактика инфекционных заболеваний глаз
-соблюдайте правило личной гигиены, используйте индивидуальное полотенце, индивидуальное постельное белье;
- используйте чистые салфетки и чистые носовые платки.
Конъюнктивит- это признак слабости местного иммунитета. Часто он бывает сопряжен с заболеваниями ЛОР-органов. Конъюнктивит совсем не безопасен, поскольку воспалительный процесс может перейти на роговицу глаза, а это порой приводит к снижению зрения, поэтому обязательно нужно показать ребенка врачу.
3.Организация занятий и их продолжительность
Основными занятиями дошкольника являются рисование, лепка, конструирование, позже- чтение и письмо. Общая продолжительность таких занятий дома в течение дня не должна превышать 40 минут в возрасте от 3 до 5 лет и 1 часа в 6-7 лет.
Обязательно следите за осанкой ребенка. Ведь если ребенок сидит с кривой спиной, у него нарушается кровоснабжение головного мозга, которое, в свою очередь, провоцирует проблемы со зрением.
Учите детей периодически моргать, не смотреть пристально, просите чаще менять взгляд с ближнего предмета на дальний и наоборот.
Не увлекайтесь ранним приобщением к грамоте детей дошкольного возраста.
Время игр, способствующих пристальному смотрению (шахматы, мозаики, головоломки т.д.), целесообразно уменьшить. Для развития зрения полезны игрушки, которые прыгают, вертятся, катятся и двигаются. Полезны игры с использованием мяча.
Время нахождения ребенка за просмотром телепередач, как и длительность занятий с компьютером должны быть разумно ограничены.
4.Организация режима дня и двигательной активности.
Занятия за столом обязательно должны чередоваться с активными играми и прогулками на свежем воздухе.
Любая двигательная активность помогает глазам лучше работать. В свободное время стимулируйте ребенка больше бегать, прыгать, играть в подвижные игры. В перерывах между занятиями следует предоставить детям возможность походить, сделать несколько физкультурных упражнений, посмотреть в окно вдаль.
5.Гимнастика для глаз ребенка
Упражнения общеразвивающего характера необходимо сочетать с гимнастикой для глаз, имеющей многоцелевое значение.
6.Организация условий быта.
Необходимо соблюдать гигиену освещения: свет должен падать на книгу, тетрадь равномерно, желательно с левой стороны (у правшей). Лучше всего заниматься с настольной лампой, оставляя при этом общее освещение.
7.Профилактика травматизма
Причиной снижения зрения может стать травматизация органа зрения.
Основные правила по снижению риска травм:
-не храните лекарства и бытовую химию в зоне доступа детей;
-не подвергайте глаза детей действию прямых солнечных лучей;
-коротко подстригайте ребенку ногти во избежание травм;
-не оставляйте без присмотра детей, занимающихся с предметами, которые могут травмировать глаза;
-учите правильному обращению со столовыми приборами.
Так же нарушения зрения у детей может сочетаются с рядом неврологических синдромов, что свидетельствует не только о задержке созревания центральной нервной системы, но и повреждении отдельных мозговых структур. Это проявляется, прежде всего, в нарушении умственной работоспособности, произвольной деятельности и поведении детей, а также быстрой истощаемости и пресыщаемой любым видом деятельности, повышенной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, происходят изменения в мелкой моторике.
Поэтому на первый план в ДОУ выходит проблема восстановления здоровья ребенка. Работа по профилактике зрения должна проводиться систематически и носить целенаправленный, осознанный характер; необходимо, чтобы представляла для детей определенный интерес и сочеталась с элементами занимательности. Коррекционные упражнения могут быть использованы в различных видах деятельности воспитателями общеобразовательных групп для профилактики зрения, и родителями.
Таким образом, мы можем сказать, что глаза ребёнка выполняют значительную зрительную работу. От того, как соблюдаются правила гигиены, зависит и утомление органов зрения, и сохранение их полноценной функции на будущее.
Макарова Н.А.
Детский сад
"Родничок"
+7 (384 56) 7 20 84
г. Ленинск - Кузнецкий
пр-т Кирова 77а