Консультация для родителей на тему:«Зачем и как учить стихи»

 

Заучиваниестихотворенийнаизустьразвивает память, речь, воображение, мышление, чувство прекрасного, помогает найти внутреннюю гармонию, повышает уровень общей культуры. Особенность поэзии заключается еще в том, что она, подобно музыке, своим ритмом, мелодикой влияет на эмоциональное состояние человека, что очень важно в современном, довольно агрессивном мире.

Стихотворения воспитывают у ребенка особое, вдумчивое отношение к литературе.Лирическаяпоэзиядает возможность насладиться красотой слова и ритма. Психологи отметили, что у детей, которые не знают стихотворений, которым не читали их в детстве, недостаточно развито образное мышление. А сейчас проверьте себя! Как вы знаете стихотворения, с которыми познакомились в детстве? Наверное, многие взрослые и дети помнят стихотворение:

Кот Василий, где ты был? Я мышей ловить ходил. Почему же ты в сметане? Потому что был в чулане.

Кто его автор?

Или такой пример: Мама спит, она устала. Ну, и я играть не стала!

Я волчка не завожу, А уселась и сижу. Кто его автор?

Или такой пример:

Маша варежку надела.

— Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал, В свой домишко не попал.

Если вы припомнили, что авторами стихов являются Алексей Крылов, Елена Благинина, Нина Саксонская, то очень хорошо. Если нет— на это нужно обратить внимание. Как выбрать лучшее стихотворение для своего ребенка? С этой проблемой выбора сталкиваются все заботливые родители.

Хорошо, если родители имеют педагогическое, филологическое образование, достаточный опыт и художественный вкус и могут решить этот вопрос самостоятельно. Но значительная часть родителей дошкольников и младших школьников часто нуждаются в помощи при выборе стихотворения. Конечно, наилучший вариант для родителей — это использование классических, проверенных временем хрестоматий для определенного возраста.

 

 

Когда и как заучивать наизусть стихотворения с дошкольниками? Обнаружено, что стихи содействуют формированию слуховой сосредоточенности, которая начинает интенсивно развиваться у детей после 1, 5 лет. Это очень важно для успешного обучения в будущем. Если многократно рассказывать стихотворения, привлекать ребенка к повторению отдельных слов в произведении с одновременным выполнением движений, побуждать к воспроизведению конца стихотворной фразы, то уже в 2, 5 года он может читать наизусть небольшие стихи. Это с давних времен делают все родители, когда играют со своим ребенком, проговаривая разнообразные песенки - потешки.

Дети, которым читают много стихотворных произведений, имеют замечательную память и чувство ритма, без больших усилий запоминают большиетексты.Безусловентотфакт,чтоспомощьюстиховможноразвивать память. Особенно, если делать это регулярно и с использованием специальных приемов (с помощью зрительных опор, используя наглядно- иллюстративный материал). Установление смысловой связи между словом или предложением и картинкой помогает ребенку понять смысл стихотворения, вспомнить ключевые рифмованные слова, удерживая последовательность действий и событий. Например, стихотворение Л. Сорокина «Слышит мишка косолапый…» (текст стихотворения — картинка - зрительная опора):

Слышит мишка косолапый (медвежонок). Близкой бури грозный свист (дующий ветер).

Он зовет на помощь папу (медведь).

Удержать последний лист (лист на ветке).

Папа шепчет: Это осень… (осень)

А осеннею порой

Расстается лес с листвой.

 

По мнению педагогов и психологов, оптимальным для заучивания стихов являетсястаршийдошкольныйвозраст.Именновэтотпериодпамять малыша начинает особенно быстро развиваться. До 5 лет изучение стихов происходит преимущественно непроизвольно. После 5 лет необходимо целеустремленно учить ребенка запоминать текст наизусть, т. е. развивать произвольную память.

Основные правила заучивания стихотворений с дошкольниками:

  1. Выбранное стихотворение должно отвечать возрастным особенностям ребенка. Поэтическое произведение должно нравиться своей музыкальнос- тью, цветистостью образов, должно приносить эстетическое и моральное удовлетворение, вызывать желание пережить снова и снова чувства, возбуждаемые стихом, желание воссоздавать, слышать еще раз и т. д.
  2. Нужно не спеша, выразительно прочитать ребенку всё стихотворение от начала и до конца. Понимание содержания способствует эффективному запоминанию. Если взрослый расскажет стихотворение наизусть, то эффект будет большим. Обратите внимание на первые попытки ребенка воссоздать

стихотворение: если появляются искаженные слова, авторские слова заменяются другими, или какие-то слова ребенок постоянно забывает— это свидетельствует о том, что он их не понимает. Задача взрослых — доступно их объяснить.

  1. Все дети имеют свои особенности запоминания. Выделяют три основных типа: аудиалы (те, кто легко запоминают информацию на слух, зоровики (те, кому нужно увидеть то, что запоминается) и кинестетики (которым нужно пощупать, подержать в руках объекты информации).

Приемы, помогающие лучшему запоминанию:

    • выполнение игровых действий с предметами во время чтения;
    • договаривание детьми слов, которые рифмуются;
    • чтение стихов-диалогов по ролям;
    • драматизация (обыгрывание стихотворения).

 

Обратите внимание, что стихотворение заучивается полностью, без деления на отдельные строки и строфы.

 

 

© ООО«Компания». 2014 г. Все права защищены.
    8 (384 56) 7 20 84 
 г. Ленинск - Кузнецкий проспект Кирова 77а
Новости