ИКТ-компетентность-требование профессионального стандарта педагога»

 

ИКТ – информационные и телекоммуникационные технологии – это обобщающее понятие, описывающее различные методы, способы и алгоритмы сбора, хранения, обработки, представления и передачи информации, а также средства сбора, хранения и передачи.

Под ИКТ в ДОО понимается совокупность следующих составляющих:

  • СРЕДСТВА сбора, накопления и передачи информации
  • + ЛЮДИ, обеспечивающие передачу информации и обладающих навыками использования информации в воспитательных процессах, а также те, на кого направлена эта информация и воспитательные процессы
  • + ТЕХНОЛОГИИ передачи информации и трансляции её в воспитательный процесс, процесс управления детским садом, внешних и внутренних связей для обеспечения жизнедеятельности детского сада
  • + сама ИНФОРМАЦИЯ или КОНТЕНТ.

Создание условий для воспитания и развития детей дошкольного возраста является стратегической целью как руководителя, так и всего коллектива ДОО. Одним из приоритетных условий, наряду с нормативно-правовым, финансовым, материально-техническим и информационным обеспечением, является кадровое обеспечение. При этом укомплектованность педагогическими кадрами ещё не означает готовность ДОО работать в соответствии с современными требованиями. Мотивация их к использованию инноваций, новых технологий, поиску ценного педагогического опыта.

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 ,педагогические работники, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условий развития детей, которые предполагают:

Обеспечение эмоционального благополучия детей;

Поддержку их индивидуальности и инициативы;

Установление правил поведения и взаимодействия в разных ситуациях ;

Построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности;

Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность. в т. ч. посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н, предписывает педагогу, занимающему должность воспитателя, знать среди прочего приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; педагогику, детскую, возрастную и социальную психологию; индивидуальные и возрастные особенности детей; возрастную физиологию, теорию и методику воспитательной работы, организации свободного времени воспитанников; методы управления образовательными ; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием.

Среди необходимых умений для осуществления педагогической деятельности по реализации программ дошкольного образования согласно профессиональному стандарту «педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утв. приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н, также отмечается владение педагогом ИКТ — компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

Результаты анкетирования воспитателей.

ПЛЮСЫ использования ИКТ:

  • Позволяют увеличить на занятии количество иллюстративного материала
  • Использование мультимедийных презентации обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста
  • Одновременно используется графическая, текстовая, аудиовизуальная информация
  • При использовании анимации и вставки видеофрагментов возможен показ динамических процессов
  • С помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии либо увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков животных, работу транспорта и т. д.)

В последнее время проблемы внедрения ИКТ в системе образования, в том числе дошкольного, широко обсуждаются в обществе. «Влияние информационных технологий на психику и здоровье детей», «Интернет, компьютерные игры, мобильный телефон – их влияние на развитие ребенка», «Как относятся родители к компьютерным играм» и т. д. — тематика лишь некоторых дискуссий, в которых активно участвуют педагоги и родители (законные представители) детей, представители науки и средств массовой информации.

МИНУСЫ использования ИКТ:

  1. При внедрении ИКТ как «игрушки»встают следующие вопросы:

? Сколько времени ребёнок находится за компьютером?

? Влияние игры на состояние психического и физического здоровья?

? Искусственная «аутизация» и отказ от коммуникативных отношений.

  1. При внедрении компьютерных технологий обучения в детских садах возникают трудности экономического характера: не хватает средств на технического оснащение помещений, создание локальной сети внутри помещения, осуществление необходимой технической поддержки, приобретение лицензионного программного обеспечения и прикладных программных средств.
  2. Остаётся актуальной проблема профессиональной компетенции педагогов: необходимо уметь не только пользоваться современной техникой, но и создавать собственные образовательные ресурсы, быть грамотным пользователе сети Интернет.

В ходе поиска рациональных путей решения перечисленных проблем разрабатываются рекомендации, выпускаются соответствующие пособия, проводятся исследования. По данным некоторых исследований отечественных специалистов, дети в возрасте до пяти лет с невероятной скоростью постигают основы пользования современными высокотехнологичными устройствами. Более 60% детей в возрасте до трёх лет ежедневно смотрят видео в режиме онлайн. При этом 36 % детей в возрасте от 2 до 11 лет одновременно пользуются Интернетом и смотрят телевизор.

И как бы мы ни относились к обсуждаемой проблематике, информатизация общества ставит перед педагогами дошкольного образования следующие задачи:

Идти в ногу со временем;

Стать для ребенка проводником в мир новых информационных технологий;

Быть наставником в выборе компьютерных игр для детей и их родителей;

Сформировать основы информационной культуры личности ребенка.

Руководствуясь главным принципом педагогик «не навреди детству», нужно вести речь не только о профессионализме и компетентности педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста, но и о политике грамотного применения в образовательном процессе информационно-коммуникационных технологий. Человечеству дано ещё одно средство развития, и его надо профессионально и умело использовать.

Современный уровень развития дошкольной ступени образования предполагает активное использование информационных технологий во всех направлениях работы ДОО: в управлении, воспитании и образовании, во взаимодействии с родителями воспитанников.

В настоящее время компьютер имеет большое значение для организации работы педагога. Он выступает в качестве источника педагогической информации, средства оформления рабочей документации, сбора и хранения методического материала, подготовки презентаций и докладов. Ни одно из выступлений педагогов не обходится сегодня без мультимедийной презентации.

При включении компьютера в образовательный процесс с детьми дошкольного возраста повышается роль и ответственность педагогов. В частности, в этом случае необходимо создавать определённую среду, единое информационно-развивающее пространство. Причем взаимодействие участников образовательного процесса в этой среде должно строиться по модели «взрослый (педагог или родитель) – ребенок-дошкольник- ИКТ». Исключение взрослого из этой цепочки недопустимо.

Кроме того, компьютер нужно рассматривать как средство образования, при использовании которого должны строго соблюдаться санитарно-гигиенические нормы и правила, в частности Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях.

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях.

Требования к зданию, помещениям, оборудованию и их содержанию.

Для занятия детей с использованием компьютерной техники выделяют отдельное помещение.

Именно компетентность педагога в опросах организации образовательной деятельности с использованием компьютера позволит избежать зацикливания на примитивных компьютерных играх, негативного влияния компьютера на психическое и физическое здоровье детей, возникновения ранней компьютерной зависимости и искусственной «аутизации».

Важно помнить, что компьютер – это средство решения основных психолого-педагогических задач дошкольного образования, с его помощью можно оптимизировать образовательный процесс.

Но на сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что видно несоответствие предъявляемых требований к работе педагогического состава умениям и навыкам воспитателей в работе на компьютерной технике и материальным обеспечением педагогического процесса.

Использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании даёт возможность расширить творческие способности педагога и оказывает положительное влияние на воспитание, обучение и развитие дошкольников.

 

 

© ООО«Компания». 2014 г. Все права защищены.
    8 (384 56) 7 20 84 
 г. Ленинск - Кузнецкий проспект Кирова 77а
Новости