Консультация для родителей.

Тема: "Влияние оригами на развитие речи дошкольников"

 

  • («ори» - сгибать, «гами» - бумага) японское искусство складывания из бумаги, пользуется большой популярностью, благодаря своим занимательным и развивающим возможностям. - волшебство, чудо и конечно, игра. Стоит вспомнить Фридриха Фребеля, известного немецкого педагога, созда­теля первых детских садов. Именно он впервые начал пропагандировать оригами, как дидактический материал для объяснения детям некоторых простых правил геометрии. Он говорил: «Оригами это когда из одной детали складывается тысяча и тысяча разнообразных фигурок. Несложные приемы складывания и безграничная фантазия людей способна сотворить с помощью оригами целый мир особый, радостный, весёлый, добрый и не на что непохожий»9.
    В.М. Бехтерев писал: «что движение рук тесно связано с речью и её развитием»2 . В.А Гиляровский отмечал, что «запоздалое развитие речи в свою очередь в большинстве случаев представляет частичное проявление общего недоразвития моторики»3.
    - Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе.
    - Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.
    - Тренировка ручной ловкости способствует также развитию таких необходимых умений и качеств, как подготовка руки к письму (в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, т. к. раннее обучение часто приводит к формированию неправильной техники письма).
    Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству. Постоянное движение ребенка вперед, появление нового, переход о простейших реакций к более сложным и осмысленным действиям, овладение речью, возникновение первых проявлений самостоятельности все это факты, характеризующие развитие ребенка. Проходит шесть-семь лет, и ребенок оказывается у порога школы. К этому времени он должен овладеть значительным кругом знаний, умений и навыков. Его восприятие, память, речь, мышление должны приобрести произвольность, управляемость. Ребенок должен овладеть, способностью поступать сознательно, подчиняя одни побуждения другим, у него должны сформироваться начальные формы волевого управления поведением.
    Выше сказанное позволяет выделить ряд достоинств оригами как средства интеллектуального и эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

К ним можно отнести:
- Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
- Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.
- Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.
- Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.
- Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
- Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).
- Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.
- Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д.
В процессе складывания фигур оригами дети познакомятся с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Дети смогут легко ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, что необходимо детям дошкольного возраста. Кроме этого дети узнают много нового, что относится к геометрии и математике.
Занятия оригами в условиях дошкольного образовательного учреждения расширяют круг интересов и общения детей. Такие занятия не только сближают детей, но и воспитывают у них коммуникативные качества, позволяют детям удовлетворять познавательные интересы. Систематические занятия с детьми оригами влияют на всестороннее развитие ребёнка и способствуют успешной подготовке к школьному обучению.

ОРИГАМИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

 

Почему именно Оригами ? Что оно может дать ребенку? Да, оригами похоже на фокус, на чудо - из обычного листа бумаги, без ножниц и клея, всего за несколько минут рождается чудесная фигурка, с которой можно поиграть, ее можно разрисовать, развернуть… и сделать другую.
В древнем Китае, в 105 году нашей эры появились первые предпосылки для возникновения оригами - искусства складывания любых фигурок из бумаги. В средние века считалось признаком хорошего воспитания умение складывать бумажные фигурки. Тогда же возникло искусство сворачивания тайных писем, только посвященный мог развернуть их. Со временем оригами ( а этот термин возникает только в 1880 году ) становится обязательным занятием во многих японских семьях. Расцвет оригамного творчества приходится на середину двадцатого века, когда рабочий Акиро Йошидзава сумел создать то, что сейчас называется « оригамная азбука «. Условные знаки, придуманные Акиро, позволили зафиксировать на бумаге процесс складывания оригамной фигуры. Это замечательное открытие позволило оригами стать универсальным международным языком.
Оригами не только увлекательный способ проведения досуга, но и средство решения многих педагогических задач, в частности развития мелкой моторики. Совершенствуя и координируя движения пальцев рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка, в том числе и на развитие речи. Еще Аристотель писал : « Рука - это инструмент всех инструментов «. Важность развития руки отмечал и Кант : « Ум ребенка находится на кончиках его пальцев".
Этот вид искусства благоприятно воздействует на развитие внимания и формирование памяти : дети запоминают термины, приемы и способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохраненные в памяти знания и умения.
Таким образом, занятия оригами :
- дисциплинируют;
- воспитывают усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалам ( бумаге ) ;
- способствуют формированию добрых чувств к близким и дают возможность выразить эти чувства, ведь оригами позволяет сделать подарок своими руками ;
- влияют на формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки ;
- позволяют детям испытать свои возможности и проявить способности :
* конструктивные - при создании фигурки из одного листа бумаги путем его неоднократного складывания, при изготовлении фигурки из нескольких деталей, сложенных в технике оригами и соединенных с помощью клея ;
* изобразительные - за счет частичной или полной дорисовки деталей, использования метода аппликации, применения цветовых сочетаний, чередования цвета ;
* творческие - оригинальное применение известных моделей; изобретение вариаций на классические модели; изобретение своих фигурок;
* оформительские - оформление открыток, помещений к празднику .

 

 

 

© ООО«Компания». 2014 г. Все права защищены.
    8 (384 56) 7 20 84 
 г. Ленинск - Кузнецкий проспект Кирова 77а
Новости